Как мы на самом деле видим цвет?

 

Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель природы и гениальный художник, писал:

«Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел не бывают подлинного цвета этих тел… Если ты возьмешь белую полоску, поместишь ее в темное место и направишь на нее свет из трех щелей, то есть от солнца, от огня и от воздуха, такая полоска окажется трехцветной»

Одна и та же белая полоска только там, где она освещена солнцем, окажется белой, ее часть, освещенная огнем, будет оранжевой, а светом неба — синей. Перед нами, конечно, эффект разноцветного освещения.

эффект разноцветного освещения

Эффект разноцветного освещения

Характеристики света от источников, таких как солнце, флюоресцентные лампы или лампы накаливания отличаются. Одно и тоже яблоко будет иметь различные оттенки под воздействием света от каждого из этих источников.  Яблоки могут быть красными и спелыми при одном освещении и менее привлекательными при другом.

эффект разноцветного освещения - тв среда

Умело пользуются  эффектом разноцветного освещения торговцы. У них даже есть правило.  Продукцию теплых тонов освещать теплыми лампами, холодных — холодными.

Бутылки с минеральной водой освещают холодными лампами, что бы они выглядели освежающими. Для рыбы и мяса используют специальные лампы  (лампы для освещения мясных витрин) в спектре преобладает красный свет и мясо кажется сочным и вкусным. В теплом свете хорошо смотрятся хлеб, кондитерские изделия, сыры.

Так что когда будете снимать мясо и булочки помните о этих хитростях!

Восприятие цвета и контрасты.

восприятие цвета

Цвет штука очень хитрая и зависит от угла освещения, расстояния, времени суток  и вашего  мозга.  Да именно от мозга  возникают заметные вариации видимого цвета. Они зависят, в частности, от соседства объектов и последовательности восприятия.

Если долго смотреть на красный предмет и затем перенести взор на серый предмет, последний покажется зеленоватым (последовательный контраст). Через некоторое время зеленоватый оттенок погаснет.

Если ярко-зеленое поле окружает белое пятно, белое кажется розовым. Желтое освещение порождает на белом голубые тени (одновременный контраст).

Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

Более подробно о контрастах можно прочесть ТУТ

Этот эффект активно используется в оптических иллюзиях.
Какого цвета фантомный образ? (смотрите на крестик)

стимульный контраст

 

Раз речь зашла  о иллюзиях, стоит упомянуть о слепом пятне в глазу. В каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету.

 

слепое пятно

Закройте левый глаз и посмотрите правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15-20 сантиметров от глаза. При некотором положении рисунка ( подвигайтесь к монитору и обратно)  относительно глаза изображение правой фигуры перестанет быть видимым.

Так что мы каждый раз упускаем из виду что-то, что находится в этом месте )

Сайт о том как делать кино  тв среда  urokikino.ru

Цвет или свет вот в чем вопрос ?

Что такое цвет а что такое свет? Вопросы с одной стороны банальные а с другой стороны много людей думало как ответить на этот вопрос. Мы сейчас просто узнаем готовый ответ и запомним его.

Относительно слабое излучение мы воспринимаем как цвет, сильное — как свет.  Цвет предмета в конечном итоге также излучение, но менее яркое.

Художнику известно, что заставить цвет светиться можно, только создав достаточный контраст.

Отношение между освещенностью предмета и яркостью отраженного от него излучения называют «альбедо«.
Альбедо белой бумаги составляет примерно 0,8. Альбедо порошка титановых белил — около 0,9.

Когда мы начнем наблюдать за цветами, мы обнаружим, что  цвет, отраженный предметом, меняется и в зависимости от цвета окружающих предметов.

Тень от красного предмета на зеленом уже не будет зеленой.  Предметы красят друг друга, светясь отраженным цветами и цвет предмета постоянно меняется, от предметов вокруг, угла зрения и удаленности от наблюдателя!

«Никакое тело никогда всецело не обнаружит свой природный цвет… Во-первых, это случается от посредствующей среды, которая внедряется между предметом и глазом; во-вторых, когда предметы, освещающие названное тело, имеют в себе какое-нибудь цветовое качество»

Все картины, изображение которых представлено ниже, были написаны в одном месте, однако, в иное время суток и при различной погоде.

Как видите, как время суток, так и погодные условия оказывают самое непосредственное влияние на цвет каждой массы.

цвет и время суток

Картинка с сайта tehnika-risunka.ru

 

Как видите, как время суток, так и погодные условия оказывают самое непосредственное влияние на цвет каждой массы.

Из этого следует, что для правильного сравнения цветов очень важно смотреть на них из одного и того же положения и с одинаковым освещением.

И так мы плавно подошли к вопросу, когда мы говорим листва-зеленая, краска — синяя. Что имеется в виду под цветами?

А имеется в виду название этих цветов, эти цвета привязаны к предметам и так и называются — предметный цвет ( цвет как признак предмета), художники говорят локальный цвет (  цвет, характеризующий окраску предмета без учета внешних воздействий: рефлексов, бликов, светотени)

Выбирая обои, цвет мебели, платья, мы выбираем и гармонируем по своему вкусу предметные цвета. Синее хорошо гармонирует с терракотой, черное — с алым.

Именно цвет предмета при рассеянном дневном свете мы и принимаем за собственный цвет предмета.

Устойчивая потребность видеть то или иное создает привычку видеть так или иначе. Именно поэтому мы обычно не видим изменений цвета вещей в результате перемены освещения или их удаления.

Еще чуть чуть интересного.

Голубой цвет неба обусловлен рэлеевским рассеянием на неоднородностях воздуха, в котором вода присутствует в виде молекул. размеры молекул воздуха (азот, кислород, окись углерода, вода и т.д.) меньше длинны волны лучей видимого спектра.

Читать почему небо голубое.

Туман — это взвешанные капельки воды размеры которых сравнимы с длиной волны лучей спектра, поэтому туман не только рассеивает лучи, но и поглощает. поэтому туман в падающем свете белый, а в проходящем изменяет свой цвет от белого (струя пара из чайника) вплоть до черного (грозовое облако) в зависимости от толщины облака тумана.

Красный свет лучше всего видно в плохих условиях!

Колористика ЧИТАТЬ

Для понимания цветов —  «Как цвет влияет на эмоции» ЧИТАТЬ

Продолжение — ВГИК Экспометрия

Сайт о том как делать кино  тв среда  urokikino.ru

Это интересно знать  Семь типов цветовых контрастов

Читайте также:

Коментарий Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *