Сценарные переходы, монтажные переходы

Сценарные переходы, монтажные переходы .

Когда собираешь фильм на монтажке, переходы, одна из проблем которая начинает очень сильно тормозить. Хорошо, когда переходы прописаны в сценарии и ты их четко видишь. Но есть множество случаев когда для полноты ощущений от сценария приходится отступать и тогда начинается большая игра, игра в творчество.

Cлучаи в которых всегда и везде присутствует проблема переходов — это клипы, фильмы, документальное кино.

Переходы нужны и от одной сцены к другой и от одного кадра к другому, от этого зависит, сможем мы погрузить зрителя в передаваемый мир или нет.

Самый лучший вариант, об этом моменте думать заранее, с оператором, с режиссером со сценаристом, где и какой  переход будет.  И снять их. 

Посмотрим, какие переходы есть и что уже написано на этот счет.

___________________________________________

ПЯТЬ ПРИМЕРОВ ПЕРЕХОДОВ.

Мэзин и Огэст предложили пять переходов разных типов, которые хорошо работают в сценарии.

  • РАЗМЕР: движение от крупного плана к общему или наоборот (описав этот переход в сценарии, вы поможете читателю увидеть ваше кино у себя в голове);
  • МУЗЫКА ИЛИ ЗВУК: в конце одной сцены звучит аудио из следующей сцены — это дает читателю и аудитории подозрение, что мы уже находимся в новом окружении;
  • СБИТЬ С ТОЛКУ: доигрывание действия или диалога первой сцены. Склейка делается таким образом, чтобы аудитория думала, что это все еще часть первой сцены, но потом проясняется, что действие происходит уже в другой местности, с другими персонажами и это уже другая сцена (Мэзин и Огэст советуют не злоупотреблять этим переходом, иначе вы сведете читателей с ума и переход «СБИТЬ С ТОЛКУ» утратит свою эффективность);
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: заканчиваете сцену вопросом и даете читателю и аудитории возможный ответ по другую сторону склейки, в другой сцене;
  • ТЕМАТИКА: соотношение картинки, которая появилась в голове читателя (или зрителя) в конце сцены с соответствующей по значению картинкой по другую сторону склейки (Огэст приводит известный пример, когда Питер О’Тул задувает спичку как раз перед кадром с закатом, в фильме «Лоуренс Аравийский» (1962)).

______________________________________________

МОНТАЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

1. Стандарт

Склейка встык (hard cut) – это самый распространенный вид монтажного перехода. Он используется тогда, когда вы хотите сменить фрагмент без какого-либо перехода, или если у вас заканчивается один эпизод и начинается другой. Единственный недостаток склейки встык – это то, что из всех видов монтажного перехода он несет в себе меньше всего изобразительной информации.

2. Резкая смена кадра (Jump cut)

Резкая смена кадра позволяет режиссеру монтажа «прыгнуть» вперед во времени.

Прием резкой смены кадров также успешно используется при монтаже интервью, особенно, если его снимали несколькими камерами. Это помогает переходить от одного ракурса съемки к другому незаметно для зрителя.

3. L-переход и J-переход (L Cut & J Cut)

L-переход. Этот прием монтажа используется не только создателями сюжетных фильмов, его также любят документалисты и видеографы, снимающие рекламы. L-переход означает, что кадр меняется, но мы все еще слышим звук из предыдущего кадра. Зритель смотрит на фрагмент В, но слышит звук из фрагмента А.

Этот вид монтажного перехода используется для того, чтобы ориентировать зрителя в сюжете, обеспечивая его дополнительной пространственной информацией и звуком. L-переходы также используются для создания контекста разговоров или для придания им большего значения.

J-переход обычно противопоставляется L-переходу. В этом случае мы слышим аудио до того, как сменился кадр. Итак, зрители смотрят на фрагмент А, но слышат звук из фрагмента В. Этот вид монтажного перехода часто используется в самых разных видах кино- и видеопроизводства, но чаще всего его можно встретить в различных интервью.

L-перехода, вы можете сообщать зрителю дополнительную информацию с помощью изображения, в то время как зрители слушают диалог. Этот прием позволит зрителю лучше понять, в какой реальности существует персонаж.

4. Перебивки (Cutaways)

Монтажные перебивки уводят зрителя от основного действия или героя. Они используются в основном для того, чтобы сообщить зрителю, что происходит вне окружения главного героя. Также этот прием необходим, чтобы подчеркнуть важные детали мизансцены и придать им больше значимости. Как делать перебивки можно почитать тут.

5. Переход во время действия (Cutting on Action)

Этот прием – неотъемлемый компонент боевиков. Суть перехода во время действия заключается в том, что режиссер монтажа делает переход от одного кадра к другому, и совмещает действия в двух кадрах. В монтаже главное – мотивация. Каждый раз, когда вы делаете переход к новому кадру, спросите себя, зачем вы это делаете. Другими словами, не дожидайтесь паузы, чтобы потом сделать переход, если на то нет особой причины.

6. Параллельный монтаж (Cross-Cut)

Прием параллельного монтажа представляет собой попеременный переход на две различные сцены, происходящие в одно и то же время в разных местах. При качественном исполнении этот прием может рассказать две происходящие одновременно истории за один промежуток времени, и зритель воспримет обе эти истории.

7. Совмещение (Match cuts)

Переход с совмещением – это прием совмещения движения или пространства двух противоположных миров. Этот прием используется уже давно. Он наиболее эффективен, когда вам нужно продолжить сюжет, и при этом как-то совместить две противоположности.

___________________________________________

Монтажные приемы  С.А. Герасимова «ВГИК»

1. Смена плана — прием перехода от общего плана к крупному и наоборот. Это наиболее часто используемый прием, чтобы показать лицо актера крупным планом и тем самым выделить, подчеркнуть переживания героя. Переход оправдан, когда эмоциональная реакция актера становится центром внимания всей сцены. Когда же напряжение спадает, возможен возврат к общему плану. При смене планов каждый включенный в картину кусок должен служить или результатом предшествующих, или предпосылкой для последующих кусков. Нельзя допускать слишком слабых масштабных изменений при переходе от одного плана к другому, так как смена кадров выглядит так, словно люди и предметы, судорожно дернувшись, слегка изменили свое положение в кадре.

2. Очень дальний план. Прием использования очень дальнего плана обычно не имеет прямого отношения к сюжету и служит лишь для обогащения драматургии повествования.

3. Возврат действия в прошлое. Прием, позволяющий более отчетливо разъяснить поступки действующих лиц, показав зрителю их мысли или воспоминания, с тем чтобы полнее раскрыть идею насыщенной драматизмом сцены.

4. Перемена мест точек съемки (перестановка аппарата с одного места на другое). Прием, позволяющий добиться большой выразительности показом развития действия из наиболее интересных точек.

5. Удаление из общей сцены всего лишнего (промежуточного). Прием построения сцены показом начала и конца действия.

6. Построение сцены целиком из значительных деталей («строящийся монтаж»). Прием монтажа, при котором взаимосвязь между отдельными кадрами выражает идею фильма, раскрывает его эмоциональный настрой, хотя органически и не входит в сюжет.

7. «Конденсирование времени» (Скачкообразный монтаж). Прием киносъемки или монтажа разных планов таким образом, что позволяет сократить время показа действия на экране. Например, двумя кадрами показываются спортивные соревнования: старт и финиш. Часто такой резкий переход стараются смягчить при помощи титров или врезкой дополнительных отвлекающих кадров.

8. Монтажное сочетание, или сопоставление одних и тех же кадров в различном порядке.

9. Изменение угла зрения аппарата. Прием использования симметричных и несимметричных точек зрения, не нарушающих гармоничного изложения киноповествования, его логики.

10. Панорамирование. Прием, позволяющий показать масштабность сцены, одновременность действия и ограниченность в пространстве.

11. Глубинная мизансцена. Построение глубинной мизансцены переменной крупности на общих планах при движении камеры дает возможность в одном куске получить самые разнообразные планы, создать сложную монтажную фразу, без единой резки плана.

12. Введение статичных кадров. Прием, показывающий реакцию наблюдателя. Статичные кадры в сценах погони служат монтажным переходом к сценам движения.

13. Параллельный монтаж. Прием параллельного монтажа заключается в том, что два события, показанные одно за другим, происходят параллельно и связаны между собой сюжетной последовательностью. Основан этот метод на одном из главных достоинств кино, заключающемся в том, что кино позволяет фиксировать движение и мгновенно переносить зрителей из одного места действия в другое. Прием параллельного монтажа позволяет раскрыть на экране конфликт, сопровождаемый быстро развивающимся действием. Очень часто этот прием используется в сценах погони, когда, показывая поочередно то преследующего, то преследуемого, автор фильма помогает зрителю наблюдать за развивающимися событиями, сохраняя при этом иллюзию непрерывности действия. Метод параллельного монтажа используется и тогда, когда авторы фильма переносят зрителя из настоящего в прошлое и затем снова возвращают к настоящему.

14. Наезд. Прием съемки длинных сцен (по существу, этот прием заменяет монтаж от общего к крупному плану). Наезд скрашивает неподвижность или бедность мизансцены и «дает возможность более или менее безболезненно проглотить довольно длинные куски бездейственного актерского разговора».

15. Отъезд — также один из приемов съемки длинных сцен. (Этот прием заменяет монтаж от крупного плана к общему плану.) Он применяется довольно редко и только в тех случаях, когда это логически оправдано.

16. Сохранение ритма. Нельзя смонтировать куски, если они не совпадают по ритму и темпу. Не следует смешивать два понятия: ритм и темп. Если темп развития действия может быть определен при съемке или даже раньше — в режиссерском сценарии, то ритм — это чисто монтажное искусство. Так, если очень быстрое внутрикадровое движение (гонки, скачки) показывать длинными планами, то впечатление стремительности пропадает. Такой беспокойный ритм строится на коротких монтажных перебивках. Монтируя фильм, следует помнить, что каждый кадр должен быть оставлен на экране в течение определенного минимума времени, нужного, чтобы стать понятным зрителю. Этот минимум времени определен в каждом отдельном случае размером, которым снято изображение, его содержанием, происходящим в нем движением. Таким образом, длина куска, время его показа на киноэкране зависят от сложности зрительного восприятия. В то же время, длина куска является элементом ритма сцены. Технически создание единого ритма в фильме осуществляют подбором (подрезанием) длины каждого кадра до нужной длины.

17. Наплыв — прием съемки длинных сцен с целью сокращения их продолжительности. Например, пара, идущая по аллее, показывается сначала общим планом, а затем наплывом — крупно. Довольно просто осуществляется при монтаже на компьютере.

18. В затемнение и из затемнения. Прием, используемый в тех случаях, когда подразумевается, что между концом одной сцены и началом второй «прошло много времени». Этот прием позволяет удобно вмонтировать надписи и осуществить плавный переход от эпизода к надписи.

19. Использование видеоэффектов и отбивок.

 

. Монтажные переходы

Один из самых элементарных приемов, используемых в профессиональном кино для отделения одной сцены от другой, является затемнение. Этот процесс обычно занимает при съемке и на экране от одной до четырех секунд. Причём такой переход можно сделать даже самой простой камерой еще при съемке. Конечно, лучшим вариантом остается создание переходов при монтаже на компьютере.

Чтобы подчеркнуть смысловую связь эпизодов и сцен, в кино применяются так называемые наплывы — постепенные переходы одного изображения нёпосредственно в другое. Такие переходы используются в кино и для связи сцен, между которыми прошло некоторое, не показанное на экране время. Например, в одной сцене показываются пассажиры, поднимающиеся в самолет, а в следующей через наплыв зритель видит этих же пассажиров, выходящих из самолета в другом аэропорту. Полет на самолете, как не имеющий в данном случае значения, опускается. Однако, такие переходы, а так же более сложные (вытеснения, шторки и др.), можно получить только в процессе нелинейного монтажа видео на компьютере.

 

urokikino.ru

 

Читайте также:

Коментарий Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *