МАСТЕР-КЛАСС СЦЕНАРИСТА АЛЕКСАНДРА МОЛЧАНОВА

Как стать сценаристом:

1. Получите соответствующее образование. Опыт обучения необходим как гарантия того, что вы знаете основы ремесла.

2. Старайтесь участвовать в разных конкурсах. Например, есть конкурс «Личное дело» журнала «Искусство кино». Победа в конкурсе дает возможность сделать свое резюме более привлекательным.

3. Пишите сценарии. Если вам вдруг повезет добиться беседы с нужными людьми, вам придется что-то им показать. Обязательно держите в голове несколько «запасных» идей, которые можно выложить при встрече. Если вы хотите отправить заявку, а у вас пока нет полного сценария, только 17 написанных страниц, отправляйте эти 17 страниц и в заявке укажите: « а дальше будет самое интересное!». Лучше делать что-то, чем не делать ничего.

Кстати, продюсеры — люди занятые, поэтому часто читают только первые несколько страниц сценария начинающего автора, чтобы получить общее представление, поэтому первые страницы должны быть максимально зажигательными.

4. Пишите везде. Потребность в сценаристах так высока, что порой их ищут в том же ЖЖ, например, «охотятся» на авторов интересных историй. То есть, если вы ведете яркий тематический блог, возможно, продюсеры сами на вас выйдут. (По секрету, о таком же подходе мне говорила редактор Cosmopolitan, редакторы журналов также ищут новых авторов на территории livejournal).

5. Держите под рукой готовое резюме. Когда соглашаетесь на участие в том или ином проекте, думайте, как запись об этом будет выглядеть в вашем резюме. Желательно, чтобы каждый следующий проект был более ярким, более «зрительным», чем предыдущий.

6. При подготовке заявки учитывайте особенности работы компании. Так, канал СТС снимает, в основном, комедии — туда не стоит отправлять слезливую мелодраму. Мелодрамы любит «Россия». А НТВ охотно принимает сценарии детективов.

7. Не бойтесь заявлять о себе. Чтобы стать сценаристом, нужно постоянно проявлять активность, выстраивать резюме от строчки к строчке. Кто вам мешает написать, скажем, серию для сериала «Детективы» и принести ее в компанию? Это вполне реальный способ получить заказ, а с ним и первый опыт работы.

8. Отталкивайтесь от своих симпатий. Посмотрите сериал, который вам нравится, в титрах прочитайте, какая компания его сняла. Найдите в интернете контакты продюсера и отправьте ему свою заявку. Заранее приготовьтесь к тому, что придется отправить не одну, и даже не десять заявок. Александр Молчанов в качестве личного примера привел такие цифры: порой, чтобы получить заказ, приходилось отправить 100-200 (!) заявок, рассылая по 2-3 заявки каждое утро, месяц за месяцем.


Как работает сценарная группа? Есть несколько вариантов:

— метод «конвейера»: есть главный автор, который задает направление сюжету, есть «сюжетчики», которые расписывают конкретные сцены, и «диалогисты», пишут только диалоги. Очень полезно пройти все эти стадии: от «диалогиста», самой низкооплачиваемой специализации, до главного автора.

— работа на ситкомах. Здесь вся группа участвует в обсуждении сюжета, используется метод «мозгового штурма».

— группа, которая работает над «вертикальным» сериалом (чаще всего детективного жанра). В этом случае главного автора, как правило, нет. Сериал строится по принципу: 1 серия — 1 отдельная история. Каждый сценарист работает в индивидуальном темпе, отвечает только за себя. Это самый удобный вариант работы.


* Если боитесь, что ваши идеи украдут, зарегистрируйте синопсис/рассказ/сценарий в РАО — Российском авторском обществе или в Лиге сценаристов Дома кино. Но лучше не бояться кражи и иметь в запасе не одну идею, а сто.

* Есть негласное правило: бесплатно можно писать первые три страницы или тестовые задания. В остальном, лучше помнить, что квалифицированный труд должен быть оплачен соответствующим образом.

* Не соглашайтесь включать в договор пункт «штрафы за просрочку». Не всегда сдача сценария в срок зависит от сценариста. Для себя определите, что сроки должны быть реальными, — не соглашайтесь на заранее невыполнимый дедлайн. И никогда не ведитесь на слова «это просто пустая формальность», никто не знает, чем обернется дело впоследствии.


 

Как выбраться из творческого кризиса? Александр предлагает следующие способы:

1. Определите, из-за чего возник ступор. Если не хватает материала, соберите недостающие факты, пообщайтесь с людьми нужных профессий. Даже если вы пишете сказку, вам нужны детали, которые создадут атмосферу достоверности.При этом помните, что есть опасность застрять на стадии сбора материала. Всегда спрашивайте себя: действительно ли вам нужны эти сведения или вы просто отлыниваете от работы.

2. Воспользуйтесь методом «настройки на творчество» сценариста Александра Родионова: закройтесь ночью в изолированном помещении, где вам точно никто не мешает, выключите свет и постарайтесь услышать какую-то беседу или увидеть некую картинку. Все услышанное и увиденное нужно записать. Вернитесь к идее утром и еще раз ее обдумайте.

3. Если вы не знаете, с чего начать, начинайте с любой ерунды, с первого, что придет вам в голову. Главное — написать хотя бы несколько слов, а дальше процесс пойдет. Можно даже поступать следующим образом: утром сразу после пробуждения садиться за компьютер или письменный стол и писать первые несколько слов. Дальше в течение дня вам будет психологически легче работать: ведь первые слова уже написаны.

4. Если вам трудно сосредоточиться, выполните упражнение на концентрацию внимания по Станиславскому. Великий режиссер выделял три круга внимания:

1) — это вы сами

2) — то, что вы видите вокруг

3) — то, чего вы не видите

Попробуйте закрыть глаза и переключиться с одного круга на другой. Сначала подумайте о себе, своих эмоциях, потом сосредоточьтесь на том, что вас окружает, и наконец представьте, что происходит там, где вас нет, например, в Гватемале.

5. Обязательно ведите дневник, подмечайте интересные детали. Чем больше вы сделали за день записей, тем больше у вас материалов для работы.


источник

 

Читайте также:

Коментарий Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *