Что такое саспенс?

 

Саспенс (в англ. языке suspense — беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere — подвешивать, т.е. изначально саспенс — это некое «подвешенное состояние») — по определению Франсуа Трюффо (французский режиссер, выпустивший в 1966 году после 52-часового интервью с Альфредом Хичкоком книгу «Кинематограф по Хичкоку») это «нарастание напряженного ожидания».

Это особое состояние беспокойства, тревоги, которое возникает у зрителя при просмотре фильма. В «саспенсовые» моменты зритель как никогда оказывается вовлеченым в происходящее на экране, он переживает так, как будто ему, а не эранному герою угрожает опасность, как будто он непосредственный участник тех событий, которые разворачиваются в фильме.

Для создания атмосферы саспенса на экране Хичкок использовал специальные приемы — крупные планы, дробный монтаж, игру со временем — сжатие и растягивание его, он большое внимамние уделял соответсвующему музыкальному сопровождению

Одним из главных принципов создания саспенса является оттягивание того момента, когда произойдет ожидаемое событие. По этому поводу Хичкок всегда приводил пример с бомбой, на котором ясно показывал разницу между саспенсом и шоком.

Допустим, что зрители наблюдают на экране такую картину. Люди сидят за столом, о чем-то мирно беседуют, вдруг происходит взрыв — оказывается под столом была бомба! Зритель поражен, но лишь на несколько секунд. Это шок. Теперь предположим, что зритель знает, что под столом заложена бомба и что взорвется она, к примеру, в 14.00.

И теперь если чередовать кадры, на которых показывать сидящих за столом людей, не подозревающих об угрожающей им опасности, а потому мирно беседующих, бомбу, находящуюся под столом, часы, на которых сначала беспятнадцати два, затем бездесяти и т.д., то зритель волей-неволей будет вынужден переживать за судьбу героев уже несколько минут. А особо эмоциональные могут даже крикнуть что-нибудь вроде: «Да хватит болтать, под столом бомба!» Это и есть саспенс.

Хичкок говорил следующее: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызвает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим.

Публику следует по мере возможностей наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов.

Саспенс нередко ослабляется за счет того, что сюжет недостаточно понятен публике. Скажем, если по вашему недосмотру два актера носят похожие костюмы, зритель может их перепутать; если место действия недостаточно точно обозначено, зритель может чего-то недопонять.

А если решающая сцена происходит не в тот момент, когда ее ожидают, ее эмоциональный эффект резко снижается. Так что быть ясным, постоянно уточняя все детали — чрезвычайно важно.

Хичкок всегда сознательно жертвовал правдоподобием в пользу эмоциональности и интересности фильма. Он говорил: «Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Мое кино — кусок пирога. … Требовать от рассказчика, чтобы он строго придерживался фактов, столь же смешно, как настаивать на том, чтобы живописец сохранял верность натуре. Во что в конечом итоге выльется такая живопись? — В цветную фотографию.

Я не собираюсь снимать «куски жизни», удовольствие такого рода люди могут получать дома, на улице да и у любого кинотеатра. Зачем же за это деньги платить? Но я избегаю и безудержной фантазии, потому что зрители должны иметь возможность отождествить себя с персонажами. Создать фильм — это прежде всего рассказать историю.

История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобожденная от наиболее скучных подробностей?»

Второй термин который ввел  кинорежиссёр Альфред Хичкок в широкий оборот Макгаффин.

МакГаффин – это вещь, которую хочет иметь каждый и, получая, обретает силу. Его содержание может быть неизвестно, но всем известно о его существовании.

В интервью Трюффо называет макгаффин своего рода дыркой от бублика (a McGuffin is nothing at all). «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать» , — говорит Хичкок, добавляя, что в хорошем макгаффине всегда присутствует элемент непрояснённости.

«Snatch». Макгаффин — огромный алмаз, украденный из Антверпена.. .
Ситуация аналогична — все хотят им владеть — он вечно меняет хозяев и из за него появляются проблемы даже у собачки

«РокНРолльщик». Макгаффин — счастливая картина Омовича, которая меняет владельцев и нам за весь фильм её так ни разу и не покажут

 

Читайте также:

Коментарий Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *