Нередко путешественник работает в благоприятных условиях. Свой маршрут, свое время, свои творческие стремления он подчиняет поставленной им основной задаче — созданию увлекательного видового фильма.
Чтобы добиться этого, режиссер должен помимо предварительного ознакомления с материалом и изучением его, помимо разработки сценарного плана и режиссерско-монтажного сценария, заранее осуществить предварительный осмотр мест съемки натуры, выбрать в ней наиболее характерные и выразительные точки и объекты — эффектные и типические.
Выбор мест должен сопровождаться и определением условий освещения, установлением наиболее благоприятного времени для производства съемок.
Вопросы освещения в натурной съемке играют огромную роль,— один и тот же объект может при разных условиях освещения выглядеть совсем по-иному Какие вопросы определяются при съемочной «рекогносцировке на местности»?
1. Где должна быть установлена камера? На какой высоте? (Нормальная высота — на уровне глаз кинооператора; нижняя точка; верхняя точка.)
2. Какова будет техника съемки — статика или движение?
3. Как расположен объект по отношению к источнику света (солнцу) в разное время дня? Где и когда встает солнце? Когда и как оно освещает объект?! Как движется по небосклону? Какой вид освещения наиболее эффектен для данного объекта?
4. Как ложатся тени в разное время дня? В какое время дня они наиболее удачно передают рельеф местности?
5. Как движутся облака, какова их форма?
6. Каково направление ветра, и есть ли предметы, фиксирующие это направление (флаги, дым костров, заводских труб и т. п.)?
7. Какую следует выбрать оптику, если камера снабжена несколькими объективами (длиннофокусную, нормальную, короткофокусную и т. д.)?
8. Каким планом лучше снимать (общим, средним, крупным)?
9. Есть ли первый план, и необходима ли обработка его (подсветка, затенение и пр.)?
Осматривая натурное место и определяя условия съемки, стоит, не пожалев нескольких минут труда, набросать простейшую схему расположения объектов-ориентиров, наметить съемочные точки на месте натурных съемок, углы зрения объективов и траекторию движения солнца по отношению к ним.
Такая схема поможет кинолюбителю избежать многих досадных световых и монтажных ошибок, подобных тем, что случились у одного начинающего оператора, не посчитавшегося с условиями освещения. Сняв свой первый генеральный вводный общий план в конце одного дня, он все последующие кадры снимал на следующий день, с утра.
В итоге на экране получилось так, что, развиваясь во времени, сюжет от вечера возвращается к утру, заканчиваясь чуть ли не на рассвете. Оператор был в ужасе, когда увидел, что тени от предметов вдруг стали перелетать с одной стороны предметов на другую.
Так же случилось у него и с направлением ветра, дымом, движением облаков — они метались из стороны в сторону. Если бы оператор заранее подумал обо всем этом, то, наверное, избежал бы ошибки.