Чистота, плавность и четкость монтажа достигаются монтажной съемкой. Кроме важности учета генерального направления есть ряд условий, несоблюдение которых мешает впоследствии успешному монтажу фильма. Режиссер и оператор должны монтажно мыслить, четко представлять себе, как каждый задуманный и снимаемый кадр сочетается с предыдущим и последующим.
Говоря о необходимости соблюдения генерального направления съемки, мы отмечали, что при обратной съемке солнце и тени перемещаются в кадре на другую сторону. Так же перемещаются клубы дыма, меняется направление движения облаков и прочее. Оператор-профессионал постепенно, на опыте многолетней практики вырабатывает в себе чувство контроля при съемке соседних кадров, тренирует свою профессиональную зрительную память.
При съемке отдельных кадров в сценарии делаются специальные пометки. Начинающий оператор, пока у него не отработались профессиональные навыки и четкая зрительная память, обязан точно фиксировать все условия съемки. Переходы от кадра к кадру должны монтироваться по характеру освещения, по его тональности, по направлению источников освещения, по движению предметов на фоне, по движению ветра, дыма, тумана, воды, направлению развевающихся флагов и т. д.
При сценарном определении композиции кадра, а потом при съемке надо точно предвидеть, намечать и далее осуществлять единство в местонахождении источников света и в условиях освещения. Это требование относится к натурным съемкам, и к съемкам при искусственном освещении. Например, два кадра продолжают один другой — общий план и его укрупнение.
Сняты они правильно: солнце справа, тень от человека и деревьев падает влево, ветер дует с правой стороны, наклоняя влево деревья, гоня дым от трубки, фабричной трубы и облака влево. Кадры сняты монтажно. Но могут быть такие же два кадра, снятые немонтажно. Кадры не монтируются по направлению ветра, по свету, по теням.
Зрителю покажется, что в мгновение ока ветер вдруг переменился, дым пошел в другую сторону, солнце перескочило на новое место, а тень переметнулась слева направо. Такие же скачки могут произойти из-за несовместимости кадров по тональности. Если общий план снят при ярком свете, в светлой тональности, на светлом фоне, а второй — в мрачной тональности, в тени, на темном фоне, то эти кадры монтировать рядом нельзя. Так же не смонтируются и поставленные рядом крупные планы — портреты,— задуманные как укрупнение одного другим, но снятые при разном свете.
Приведем еще один пример немонтажной съемки, связанный с неправильным перемещением объекта съемки в кадре по отношению к другим объектам. Первый кадр — все тот же общий план. На нем два человека беседуют на набережной. Позади слева — здание с куполом. В следующем кадре по вине режиссера, недосмотревшего за съемкой, и из-за невнимательности оператора произошло смещение. Если мы попытаемся смонтировать такие кадры, то окажется, что здание передвинулось на новое место, что его купол перескочил из левого угла кадра в правый.
Объект в кадре, находящийся в одной определенной части кадра, не должен в соседнем кадре «скакать» на другую сторону кадра. Это относится не только к предметам статическим, неподвижным, но и к предметам динамическим, движущимся. Продолжая свое движение в следующем кадре, они должны двигаться в том же направлении, что и в предыдущем кадре, и начинать движение в той же примерно части кадра, в которой они прервали его в предыдущем.
Это правило, конечно, не исключает возможности встречного и иного движения, если оно правильно построено в композиционном плане и переводит зрителя на другую точку зрения камеры. Ритм и темп движения, начатый в одном кадре, в следующем должен продолжаться без изменения. Нарушение этого правила приводит к тому, что на одном плане люди движутся медленно, а в соседнем торопливо, потом снова медленно и снова торопливо.
В одном случае поезд мчится с предельной скоростью, во втором едва ползет; человек размахивает палкой и медленно опускает ее на землю. Важным условием монтажной съемки является съемка с «захлестами». В монтаже кадры сочетаются один с другим, создавая эффект непрерывного действия. Движение, начатое в одном кадре, продолжается в последующем.
Переход незаметен и хорош тогда, когда он происходит на незавершенном, продолжающемся движении. Переходы на статике, на остановке движения всегда несовершенны. Соединение кадров на движении дает чистый, незаметный монтаж. Но чтобы такое соединение можно было осуществить, оба куска надо снять с запасом — иметь «захлесты», позволяющие выбрать наиболее удачный переход.