Лекции ВГИК — Экспонометрия

Лекция — «Экспонометрия»

Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино    urokikino.ru

Видо  «Свет в кинопроизводстве Семен Патлис» содержит интереснейшей материал, который дополнит данные лекции.

Лекции ВГИК — Экспонометрия

Экспонометрия — это измерение освещенности или яркости объектов съемки.

Свет – электромагнитные волны от 400 до 700 нанометров от фиолетового к красному

Свойства света:
В воздухе всегда существует пыль ( или влага) в нижних слоях атмосферы

Для коротких волн пылинка будет большая а для красных маленькая синий цвет неба – рассеянный свет, который отражает синие лучи, а красные большую часть пути проходит через атмосферу, поэтому на закате солнце красное а небо голубое! Солнце близко к горизонту!

Дифракция – огибание светом препятствия!

Сквозь туман проходят плохо голубые синие фиолетовые!

Красный свет лучше всего видно в плохих условиях!

Дым и туман при съемке на пленке более синий, чем в реальности!

При съемке на ч/б если мы хотим усилить эффект дымки мы используем голубо или синий светофильтр – усиливает воздушную перспективу! оранжевый и светлый фильтры дымку уменьшает!

Рассеиватель делает свет более теплым! Так задерживает все холодные короткие лучи!

Дифракция также наблюдается при прохождении света через диафрагму – маленькое отверстие. Диафрагма вырезает из общего потока света какую то часть рис 1 л 2 при очень маленькой диафрагме часть лучей начнет отклоняться

Камера обскура не дает четкого изображения именно из-за дифракции света на маленьком отверстии! В итоге – потеря резкости! – ухудшение изображение! Поэтому не рекомендуется фотографировать при сильно закрытой диафрагме: теряется фактура! При закрытой диафрагме глубина резкости увеличивается, а сама резкость падает. В пределах 5,6 ; 8 наилучшее диафрагменное число – фактура наиболее ярка, заметна!!! Или же нам в дальнейшем нужно увеличь фото намного используем эти размеры!

Взять миру или газетный лист, установить камеру, жестко закрепить и снять тест на разных значениях диафрагмы и менять выдержку, чтобы была одинаковая экспозиция! И сравнивать!  Так найти наилучшее значение диафрагмы!
Другое свойство света! Почему и для чего объектив имеет цветные отражения! Это связано с просветлением!

Просветление – интерференция!!!

Интерференция – наложение волн!

Если 2  одинаковые волны придут в одной фазе то они друг друга усилят если в разной фазе – погасят друг друга. Рис 2

Лекции ВГИК - Экспонометрия

 

Лекции ВГИК - Экспонометрия

Лекции ВГИК - Экспонометрия

Лекции ВГИК - Экспонометрия

Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино    urokikino.ru

 

Это явление стали использовать. Мы используем преломление света, чтобы лучи сфокусировать, но преломление не может быть без отражения.

Любая линза преломляя лучи одновременно будет отражать. Стекло отражает от 4 до 8 процентов, зависит от угла падения. В объективе линз много – большое количество отраженного света! Который ухудшает изображение!

Как уменьшить отражение света от линз. На стекло нанесли тонкую прозрачную пленку строго определенной толщины! рис 3
Обе отраженные волны пойдут в противофазе и погасят друг друга

Сейчас уже многослойное нанесение  — каждая пленка убирает свой цвет!
— оптика тонких слоев – влияем на свет!

Интерференционные (просветленные)светофильтры, например, голубой пропускает голубые и отражает красный оранжевый! Зеркально легкое покрытие. На нем меньше теряется света! Недостаток! Нельзя использовать с широкоугольной оптикой – получим неравномерный цвет поп полю кадра! Так кк под разным наклоном он пропускает разные цвет!!!!!!!!

Интерференция также используется стеклах картин, записывается информация на CD DVDи считывается также из-за интерфернции!  В лазере все волны идут как одна волна, все одной длины и все идут синхронно! Когда луч лазера попадает на любое препятствие уже отражаются в разных фазах!

Еще проявление интерференции

Другие светофильтры – поглотительные – поглощают красные и оранжевые а синие пропускает!
Линза Френеля используется в светоисточниках. Была изготовлена для маяков.  Свет преломляется на границе 2 материалов по разному. Короткие волны преломляются сильнее (синие, фиолетовы) – дисперсия света!!!!!!

Зависимость степени преломления лучи от длины волны в обычной линзе сферической! Именно поэтому линзы не работают на радиоволнах! В следствии – хроматическая аберрация!!!! По краю светового пятна получается радуга.

Как устроена линза Френеля рис4 – набор ступенечек! Но эта линза портит изображение, но нам и нужен размытый свет – но в данном случае убираются хроматические аберрации!

Подробнее о световых приборах
В объективах склеивают положительные и отрицательные – убирается хроматическая аберрация!

Также делают матированные линзы, которые также размывают хром аберрацию!

Еще 1 свойство  — поляризация!!!!

Поляризационный фильтр убирает блики! Как работает???

Волны бывают продольные и поперечные!
световая любая Волна как правило имеет определенную плоскость колебания. Любой жидко кристаллический экран можно затемнить при помощи данного фильтра!

Поляризация – выделение лучей, имеющих определенную плоскость колебания! У него лучи имеют 1 плоскость колебания! – по сути этот фильтр – мелкая решетка.

Волны, которые проходят вдоль решетки — проходят, а поперек – гасятся! Поляризуются полностью или частично свет при определенном угле падения от неметаллического поверхности!,  у каждой поверхности он свой!

Существует угол при котором отраженный свет будет полностью поляризован – угол Брюстера. Я стекла примерно – 60 градусов!

Перпендикулярные лучи не поляризуются! Мы можем убрать блики только с одной поверхности, а одновременно со стала и с окна мы не можем убрать блики.  Можно также притемнять синее небо под углом 90 градусов к солнцу, то есть когда оно слева или справа!

Л3
Как измерить свет?! Основы фотометрии – измерения света!

Фотометрия и экспонометрия близки!

Надо понять что нужно измерять у света и в чем!

Исторически эталон для измерения света – свеча, Единица – свеча!

Свет свету рознь! Одна свеча может давать разное количество света, а именно линза и сферическое зеркало перераспределяет свет. Поэтому количество света определяется еще дополнительными компонентами!

Одна единственная свеча, кандела, оценивается то сколько света дает прибор.
Кандела – I

Канделы — это сколько всего света источник излучает в заданном направлении. А люксы — это какая часть из этого света попадает на поверхность. При переходе от кандел к люксам надо канделы поделить на квадрат расстояния до источника, так как свет рассеивается с расстоянием и помножить на косинус угла падения, так как свет под углом освещает хуже, чем перпендикулярно.

Мы не оцениваем в Ваттах,  для оценки количества света так как это мощность потребления а не количество излучаемого света!

Желто-зеленый самый яркий для человеческого глаза! – 555 нанометров на этой длине волны дневной свет имеет наибольшее излучение! Солнце также дает желто-зеленое излучение, хотя воспринимается по другому. Фиолетовый – самый темный; красный также темнеет!

Важно как воспринимаются глазом свет лампы накаливания и дневной свет. Мы видим желтый свет от лампы накаливания, потому что на самом деле излучаются красные лучи, но мы больше воспринимаем зеленых, в итоге мы получаем более желтый свет!

При одной и той же мощности источник света могут давать разное количество света, все будет определяться спектральным составом излучения, поэтому решили для света ввести специальные единицы измерения. Количество света стали оценивать в Люменах – световой поток!

Свечка – примерно 10-15 Люменов!

Кендалла показывает сколько света идет в определенном направление, Люмены показывает сколько источник дает света всего!
100 Ваттная лампа – 1000- 1200 Люменов!

Количество света, которое идет в определенную сторону – сила света – I

Световой поток – мощность излучения, оцененная на глаз человек, то что увидели и восприняли!

Свет может быть каким то образом перераспределен, тогда можем иметь разный результат

Линза перенаправляет лучи света!!!!! Сила света определяется в Канделах и показывает сколько света идет в определенную сторону

Свечка примерно дает 1 канделу в каждую сторону.

Световая эффективность, которая как бы показывает эффективность источника света, показывает какой световой поток берет и единицы мощности
Люминесцентные лампы – 50-60 ЛМ в 5 раз больше обычной лампы накаливания.

Самая энергоемкая кино и фотолампы!

Энергосберегающие можно использовать при съемке

Сила света – сколько света в определенном направлении – характеристика осветительного прибора!

Самая важная величина – освещенность!!!!

Оценивает падающий на поверхность свет!!!!!!  Е

Измерятся люксах
1 Люкс примерно 1 кандела создает на расстоянии в 1 метр
люксметр показывает сколько света падает в определенную точку!

Самая большая освещенность на земле – 135000 люкс

Для нас важна освещенность, потому что то сколько света падает на объект будет определять то какую экспозиционную прау нам выбрать!

Ключ – то сколько света падает в ключевую точку!

Ключевая освещенность – освещенность сюжетно важной точки в кадре, по которой определяется экспозиционная пара! Мы по ней определям экспозицию! По ключевой точки рассчитываем экспозицию и организующем световое решение всего кадра.

Как правило, ключевая освещенность совпадает с освещенностью рисующего света

Экспонометры, имеют насадку на которую свет падает.

Может быть плоская и полусфера. При замере ключевой освещенности.

Полусфера заменяет какой-то объект (модель лиц) на эту полусферу свет падает также как на лицо. Экспонометр с полусферой помещается в ключевую точку и направляется на камеру. Получаем замер!!!!!! Но есть опасность ошибки, так не складывается с верхним светом и в зоне ушей! Полусферу прикрывает, чтобы на не попадал только рисующий и заполняющий свет.

Плоская насадка моделирует плоскость! То есть можем оценить освещенность стены и другие плоские поверхности. Мы помещаем плоскую насадку паралельно нужной плоскости.

Любу кривую поверхность на маленькой поверхности можем заменить плоскости. В данном случае ключевая освещенность будует в самой освещенной точки и мы экспонометр в данном случае направляем из ключевой точки на главный источник света! Вероятность ошибки гораздо меньше в данном случае!

Какую экспозиционную пару мы выбираем зависит от идей кадра. От того какую глубину резкости, например, мы хотим!

Если неизвестно какой источник основной? Тогда проверяем экспонометром несколько источников, выбираем наиболее освещенную. В пасмурную погоду под углом 45 градусов  к небу.

Солнце если ключевой – напреваем на солнце! Если  — контровой? То ищем что является на лице основным источником света!!!!!

Колористика ЧИТАТЬ

Для понимания цветов —  «Как цвет влияет на эмоции» ЧИТАТЬ

Какие бывают линзы в осветительных приборах 

Рекомендую почитать очень интересную книгу — Верне и Сильвии Карлсон «Настольная книга осветителя»

Ознакомиться можно в библиотеке

Лекции нашел тут

Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино    urokikino.ru

Читайте также:

Коментарий Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *