Объективы. Благодаря разнообразию объективов, мы можем решать разные творческие задачи, реализовывать различные идеи и если вас кто-нибудь спросит, что главное в съемке? Можете смело отвечать — идея! А вся техника предназначена для ее воплощения в жизнь.
Объективы являются одной из ключевых фигур этой реализации. Объективы стандартно делятся на короткофокусные и длиннофокусные и имеют разную форму. короткофокусные (широкофокусные, ширики) маленькие, длиннофокусные (их еще иногда называют «пушками») бывают большие и очень большие.
И объективы с переменным фокусным расстоянием. Которые могут менять фокусное расстояние в диапазоне указанном на корпусе объектива, например 70мм — 200мм .
Фокусное расстояние важнейшая характеристика объектива.
Сухим языком определений . » Фокусное расстояние — это расстояние вдоль оптической оси от второй главной точки объектива (задней узловой точки) до фокуса при вхождении в объектив параллельного пучка лучей параллельно оптической оси.» Или проще, фокусное расстояние — это расстояние от главной точки объектива до плёнки или матрицы:
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. И чаще всего мы привыкли видеть его в эквиваленте 35-мм камер: даже если фотоаппарат снимает на цифру и размер матрицы не соответствует 35-мм плёнке, всё равно для удобства фокусные расстояния часто указываются такими, какие они были бы на 35-мм плёночном фотоаппарате.
Самое важное в фокусном расстоянии , что именно этот технический момент влияет на угол зрения объектива.
Чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол зрения объектива и тем больше окружающего пространства окажется в кадре.
На таблице видно, как в зависимости от фокусного расстояния меняется угол зрения объектива и как от этого изменяется картинка (оператор стоит на одном месте).
urokikino.ru -ТВ Среда — уроки кино, объективы.
Условно объективы делятся на такие типы:
Фишай
Фишай (англ. Fisheye, «рыбий глаз»). Такие объективы отличаются широким углом зрения в 180 градусов и даже более. Это — сверхширокоугольный объектив, при фотографировании фишаем всё получается как бы пузатым. Обычно он имеет фокусное расстояние от 8 до 16 мм. Чем короче фокусное расстояние — тем ярче выражены искажения у этих линз.
Фишай — объектив, не предназначенный для каких-то конкретных видов съемки. Им можно фотографировать пейзажи, портреты, архитектуру, в принципе, всё что угодно, потому что основное его предназначение — это творческие эксперименты.
Он идеально подходит когда надо показать все и сразу, а помещение очень тесное.
Очень часто на «фишай» любят фотографировать «клубные фотографы».
Сверхширокоугольные объективы.
Объективы такого типа имеют очень маленькое фокусное расстояние и, соответственно, широкий угол зрения. Их фокусные расстояния колеблются от 10 до 25 мм. Современные сверхширокоугольные объективы практически не имеют дисторсий, свойственных фишаям, но обладают заметными перспективными искажениями. То есть, стены здания, например, уже не идут по кругу, как у фишая, но при этом их геометрия может сильно «разваливаться» или «сходиться», не смотря на то, что в жизни эти стены параллельны друг другу.
Основное применение таких объективов — съёмка пейзажей, архитектуры, интерьеров в сильно ограниченном пространстве или съемка людей в очень небольших помещениях.
Конструктивно это очень сложные объективы и их создание — очень трудоемкое в конструкторском плане дело: в таком объективе возникает слишком много разных искажений, с которыми довольно тяжело бороться. Зачастую, создать и производить хороший сверхширокоугольный объектив гораздо дороже, чем любой другой. И это, конечно, отражается на их цене.
Широкоугольные объективы.
Фокусное расстояние от 25 до 35 мм. Такие объективы обычно используются как постоянные: они замечательно подходят для съёмки событий, пейзажей, помещений.
Все эти объективы: фишай, сверхширокоугольный, широкоугольный, очень часто называют просто — шириками.
Портретник или обычные объективы.
Фокусное расстояние от 35 — 70 мм.
Это объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для 35-мм стандарта — это около 43 мм, для «кропнутых» матриц меньше, но это уже не так существенно. Чаще всего, на практике нормальным объективом будет объектив с фокусным расстоянием около 50 мм.
Со многими оговорками эквивалентное фокусное расстояние человеческого глаза примерно равно 50 мм. То есть, угол зрения человеческого глаза и нормального объектива очень близки, что делает последний очень удобным в повседневной съемке. Правда, с глазами у человека всё устроено далеко не так просто, поэтому это сравнение приведено как некое подобие.
Нередко можно слышать ошибочное мнение о том, что объектив этого типа — это портретный объектив. Это не совсем так. Для получения портрета с корректными пропорциями лица и чтобы все его части выглядели так, как мы привыкли видеть их глазами, нужно использовать объектив с таким фокусным расстоянием, которое бы не вносило в кадр существенных перспективных искажений.
А на 50 мм (или около того) искажения всё же весьма заметны. Идеальным фокусным расстоянием для портретного объектива является 85 мм, перспективные искажения пропорций лица и фигуры уже минимальны. Поэтому, снимать портреты нормальным объективами, конечно, можно, но, строго говоря, 50 мм — это не портретное фокусное расстояние, а скорее универсальное.
Длиннофокусные объективы
Длиннофокусные объективы отличает фокусное расстояние от 70 до 135 мм. Обычно объективы этого фокусного расстояния используются для портретной съемки, так как при нём минимальны искажения при передаче деталей и пропорций в портрете. С этой же целью их обычно делают светосильными для получения размытого фона в портретах. Они позволяют акцентировать внимание на объекте за счет размытого заднего или переднего плана.
Телеобъективы
К этому классу можно отнести объективы с фокусным расстоянием от 135 мм и более. Объективы с фокусным расстоянием больше 400 мм еще называют сверхдлиннофокусными. Это самые дорогие объективы, их изготовление сопряжено со многими технологическими трудностями — например, необходимо обеспечить четкое изображение при значительном удалении объекта съемки, невзирая на рассеивание и поглощение света в воздухе.
При фокусном расстоянии больше 200 мм снимать крайне желательно со штатива, потому что даже наличие стабилизатора изображений не всегда способно гарантировать четкий снимок. Телеобъективы отличаются большими габаритами и весом, причем чем больше или светосильнее объектив, тем больше будут размеры, вес и цена.
Основное предназначение — съёмка удаленных объектов. Обычно это спортивные мероприятия и фотографирование диких животных.
Вот вы взяли объектив и сфотографировали с одного места на два разных фотоаппарата, с разными матрицами. Смотрите, а изображения у вас разные. В чем же дело? А дело в размере матрицы. У одного она меньше а у другого больше, а значит и изображения помещается у одного целое, а у другого кадрированное размером матрицы.
Объектив формирует круг изображения диаметром 43.2 мм, чтобы в него можно было вписать полноразмерный кадр (36 х 24 мм). Но в фотоаппарате сенсор меньшего размера. Поэтому будет записана только центральная часть (обведена синим цветом) из всего сформированного кадра. И этой центральной части будут присущи все перспективные искажения данного угла зрения.
Полноразмерный кадр, или fullframe — это кадр, соответствующий плёнке 35-мм стандарта, 36 х 24 мм, диагональ у него — 43.2 мм. Но если у какого-то фотоаппарата диагональ матрицы меньше диагонали полноразмерного кадра то говорят, что «у этой камеры кропнутая матрица» (от англ. crop factor, crop — обрезать,factor — множитель) ,
В изображении мы можем видеть разницу размеров матриц между полной матрицей и ее «кропнутыми» собратьями.
Кропнутая матрица стоит в камере или полноразмерная — для системы линз объектива всё равно. Фокусное расстояние (дистанция от главной точки объектива до матрицы) не поменяется, оно останется неизменным, потому что это конструктивная особенность данного конекретного объектива. 50 мм так и будут на кропе 50 мм. И такие вещи как рисунок или глубина резко отображаемого пространства у этого «полтинника» останется характерной для объектива с фокусным расстоянием 50 мм.
Изменится только угол зрения: он станет уже в кроп-фактор-раз. То есть, одно и то же фокусное расстояние на фотоаппаратах с разным размером матрицы будет давать разный угол зрения, фактически это похоже, если смотреть открытыми глазами на мир — это будет полная матрица, но если мы свернем газету трубочкой и посмотрим на мир через нее, мы увидим только часть мира, кропнутым глазом =). Глаз у нас остался прежний со всеми оптическими свойствами, кроме угла обзора.
То есть, одно и то же фокусное расстояние на фотоаппаратах с разным размером матрицы будет давать разный угол зрения.
Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино urokikino.ru группа в вконтакте
Перспективные искажения.
Под «перспективными искажениями объектов» подразумевают визуальное изменение пропорций. Эти искажения и называются «перспективными искажениями объектов в кадре».
Наши глаза и видят перспективные искажения, но в большинстве случаев совсем не замечаем их, наш мозг корректирует перспективные искажения на лету. Кстати, именно поэтому для портретной съёмки предпочтительнее как можно более длиннофокусные объективы.
Общую перспективу кадра не надо путать с перспективными искажениями. «Общая перспектива» — это, по сути, геометрия кадра. Перспективы в кадре и искусстве ЧИТАТЬ
Вот мы и подобрались к самому интересному.
Возьмем фотоаппарат и с одного места, со штатива, с разными фокусными расстояниями, сфотографируем кадры. Полученные кадры я объединил в слайдшоу
А потом я взял и из каждого кадра оставил только голову и вот что получилось
Как видим изображения одинаковые.
Но все меняется если мы начинаем двигать камеру.
Какие тут выводы? А они очень простые. Только угловые размеры объекта влияют на его перспективные искажения в кадре. То есть, от фокусного расстояния перспективные искажения не зависят. По сути, от фокусного расстояния объектива зависит только сюжет, который окажется в кадре.
Диафрагма (Апертура).
Один из важных компонентов объектива это диафрагма (апертура) (от греч. — перегородка) — устройство, которое призвано ограничивать/дозировать попадание света в фотокамеру.
Во многом принцип работы диафрагмы схож с принципом работы зрачка глаза: когда диафрагма закрывается, то света в объектив и, соответственно, на матрицу, попадает меньше, когда открывается, то наоборот — больше. Таким образом, грубо говоря, открытием и закрытием диафрагмы можно добиваться более ярких или тёмных снимков или влиять на другие параметры съёмки .
Для обозначения диафрагмы были придуманы так называемые диафрагменные числа. Диафрагменное число — это дробь, отношение заднего фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка (изображения диафрагмы, построенного стоящими перед ней линзами в обратном ходе лучей). Если говорить проще — то эти числа (обозначим их здесь буквой N) представляют собой соотношения фокусного расстояния (f) к реальному размеру диафрагмы (D):
Эта странная на первый взгляд вещь сделана для того, чтобы на объективах с разным фокусным расстоянием была возможность получать одинаковое количество света, установив нужное значение диафрагменного числа (N)
Поскольку диафрагменное число — это результат дроби, то и записывают его в виде 1:8 или или как дробь с буквой «f»: f/8
Поскольку диафрагменное число — это результат дроби, то при понимании работы диафрагмы нужно учитывать обратный эффект:чем меньше диафрагменное число, тем больше света попадает в объектив и наоборот — чем больше это число, тем меньше света будет попадать на матрицу. К примеру, когда диафрагменное число установлено f/1.2, то это будет означать, что диафрагма сильно открыта (и через неё проходит много света). А, допустим, когда диафрагменное число f/22 — это значит, что диафрагма сильно закрыта (и света на матрицу попадать будет мало).
Минимальное диафрагменное число, которое можно выставить на объективе, называется его светосилой. Объективы со светосилой более 2.0 (f/1.8, f/1.4, f/1.2 и так далее) считаются сверхсветосильными.
Диафрагменные числа собираются в ряд, где каждое следующее число соответствует увеличению освещённости оптического изображения в два раза:
1 — 1.4 — 2 — 2.8 — 4 — 8 — 11 — 16 — 22 — 32 — 45 — 64
Яркость от одного диафрагменного числа до другого изменяется ровно на ступень (или f-стоп, англ. — f-stop): каждая ступень отличается от соседней изменением яркости изображения в два раза.
Как правило, управление камеры позволяет ступенчато менять значение диафрагменного числа. Однако существуют объективы и с плавной регулировкой и она всё больше входит в обиход. Плавная регулировка просто жизненно необходима для видео, особенно если вы снимаете репортаж.
Что такое T — стопы и чем они отличаются от диафрагмы f ?
Если взять ZOOM- объектив и снять им при одинаковом освещении с одинаковой диафрагмой и всеми остальными настройками. Видео или фото и просто во время съемки поменять фокус допустим с 50мм до 100мм. Вы уведите, что на 100мм снимок будет темнее.
Такой же эффект будет если вы возьмете два разный объектива, то с одинаковыми параметрами, потери света у них будут разные.
Впервые эффект потерь света в объективах с разной кострукцией был замечен при съёмке кино. Кинооператоры вообще не жалуют трансфокаторную оптику, то есть, говоря проще — они не любят зум-объективы. Эта нелюбовь появилась у них потому что качественных зум-объективов не так много и доступными они стали относительно недавно. Классическая школа операторского искусства построена на применении объективов с фиксированными фокусными расстояниями, а все приближения-удаления в кадре осуществляются, как правило, при помощи тележки на рельсах (она называется «долли», от англ. — dolly: платформа, тележка):
При работе со сложными сценами оператором приходится периодически менять объективы на камере, подбирая нужные фокусные расстояния. И тут выясняется, что разные по конструкции объективы на одинаковых диафрагменных числах дают разную по яркости картинку!
Перепад яркости в одном эпизоде при просмотре фильма расценивается как дефект. Поэтому, кинематографическую оптику было решено калибровать не в диафрагменных числах (f-stop), а в величинах, учитывающих также потери света в объективе.
Новая величина была названа t-stop. Буква «t»была взята из английского слова «transmission» (пропускание).
Представить, что такое t-stop можно следующим образом. Вообразите два объектива, один идеальный (которого не бывает в природе), со 100% светопропусканием, работающий без потерь. Другой — выглядит точно так же, но часть света не доходит до матрицы из-за отражений и поглощения света внутри объектива.
Понятно, что первый объектив доставит больше света к матрице, чем второй, при прочих равных условиях. Теперь прикроем диафрагму первого (идеального) объектива настолько, чтобы до матрицы дошло ровно столько же света, как у нашего второго объектива.
Полученное диафрагменное число и будет являться значением t-stop для второго объектива. Другими словами, t-stop — это диафрагменное число, учитывающее неидеальность (светопоглощение в объективе).
Приведем для сравнения таблицу t-чисел для некоторых популярных объективов. Информация взята с известного сайта DxO. На сегодняшний день там содержатся наиболее аккуратные измерения параметров камер и оптики различных производителей.
Объектив | f-stop | t-stop | Светопропускание |
---|---|---|---|
Canon EF 50mm f/1.2L USM | 1.2 | 1.5 | 64% |
Canon EF 50mm f/1.4 USM | 1.4 | 1.7 | 68% |
Canon EF 50mm f/1.8 II | 1.8 | 2.0 | 81% |
Canon EF 85mm f/1.2L II USM | 1.2 | 1.6 | 56% |
Canon EF 85mm f/1.8 USM | 1.8 | 2.1 | 73% |
Nikon AF Nikkor 50mm f/1.4D | 1.4 | 1.6 | 77% |
Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G | 1.4 | 1.6 | 77% |
Nikon AF Nikkor 85mm f/1.4D IF | 1.4 | 1.7 | 68% |
Sigma 50mm F1.4 EX DG HSM (на байонете Nikon) | 1.4 | 1.7 | 68% |
Sony Planar T* 85mm F1.4 ZA | 1.4 | 1.7 | 68% |
Итоги:
- Кропнутые фотоаппараты фактически ничем кроме размера матриц не отличаются от полнокадровых собратьев. Примение кропнутой матрицы в конструкции — всего лишь способ уменьшить габариты, вес и стоимость системы. На качестве изображений это, конечно, тоже сказывается, потому что в фототехнике работает правило «размер имеет значение» (чем больше размер матрицы, тем, при прочих равных, качественнее получаются изображения).
2. Наличие кропнутой матрицы не меняет фокусные расстояния у объективов. Это значение — техническая характеристика самих линз и она не меняется от размера установленного в фотоаппарате сенсора. Кроп-фактор матрицы влияет только на диагональный угол зрения объектива, заставляя фотографа с кропнутой камерой отходить дальше, как будто у него объектив с фокусным расстоянием помноженным кроп-фактор. Чтобы учитывать этот эффект используют термин «эквивалентное фокусное расстояние», а многие производители указывают его наряду с реальными фокусными раастояниями.
3. t-stop — это диафрагменное число, учитывающее неидеальность (светопоглощение в объективе).
Это интересно:
Виды перспективы в кино и изобразительном искусстве
С чего начать написание сценария к фильму
Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино urokikino.ru группа в вконтакте
#урокикино
источник