Относительно слабое излучение мы воспринимаем как цвет, сильное — как свет. Цвет предмета в конечном итоге также излучение, но менее яркое.
Отношение между освещенностью предмета и яркостью отраженного от него излучения называют «альбедо«.
Альбедо белой бумаги составляет примерно 0,8. Альбедо порошка титановых белил — около 0,9.
Альбе́до (лат. albus — белый) — характеристика диффузной отражательной способности поверхности.
Предметы сами по себе не имеют цвета, он появляется лишь при их освещении!
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — белый, черный и все серые. В их спектры входят лучи всех длин волн в равных энергетических количествах (или почти равных).
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — все спектральные, а также природные, кроме ахроматических.
Спектральные цвета и длины волн
Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.
Спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра.
Неспектральные цвета (цвета, не входящие в цветовой спектр) — это оттенки серого, цвета смешанные с ахроматическими цветами (например: розовый, как смесь красного с белым), коричневые и пурпурные цвета (Magenta).
- Красный760 – 620 нм
- Оранжевый620 – 585 нм
- Желтый585 – 575 нм
- Желто-зеленый575-550 нм
- Зеленый550 – 510 нм
- Голубой510 – 480 нм
- Синий480 – 450 нм
- Фиолетовый450 – 380 нм
Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три области:
- длинноволновую — 760 — 600 нм (красный — оранж.)
- средневолновую — 600 — 500 нм (оранжевый — голубой)
- коротковолновую — 500 — 380 нм (голубой — фиолетовый).
Это деление соответствует качественным различиям между спектральными цветами и учитывается при цветовом проектировании.
Самые чистые цвета — спектральные.
Спектральные цвета — цвета, ощущаемые человеком при воздействии на глаза света, принадлежащего узкому диапазону частот видимого спектра электромагнитных волн (т. н. «монохроматический свет», или же достаточно близкий к нему по составу). В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов (Рис. 1), составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный цвет, оранжевый цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, голубой цвет, синий цвет, фиолетовый цвет. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета
- Неспектральными именуют цвета, которые отсутствуют в солнечном спектре — например, коричневый, пурпурный, хаки (цвет) и др.
Общая схема по колористике.
Цветовые круги и гармонии ЧИТАТЬ
Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино urokikino.ru
Свойства цвета:
Цветовой тон или оттенок (Hue) — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.
Насыщенность (Saturation) — степень блёклости.
Светлота (Lightness) — степень близости цвета к белому.
Яркость (Brightness) — степень близости цвета к чёрному.
Хроматические цвета — все цвета, за исключением ахроматических. Обладают всеми тремя свойствами.
Ахроматические («бесцветные») цвета — белый, оттенки серого и чёрный. Основным свойством является светлота.
Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).
Смешение цветов
Различают два принципиально разных процесса смешения цветов:
- слагательный и вычитательный.
Слагательное смешение цветов
На темный экран направляют одновременно три монохроматических пучка света: фиолетовый, зеленый и красный, подобрав угол отклонения пучков света так, чтобы цветные изображения частично перекрывали одно другое, а центральная часть освещалась тремя пучками света ( рис. а). При этом условии участок экрана, освещенный зеленым и красным светом, покажется желтым, красным и фиолетовым — пурпурным, фиолетовым и зеленым — голубым. Средняя часть, освещенная лучами трех видов, будет белая как освещенная ахроматическим светом полного спектра. Такой вид смешения цветных пучков света называется слагательным.
Используя слагательный способ смешения цветов, ахроматический белый тон можно получить и при сложении двух резко различающихся по цвету пучков света. Установлено, что существуют пары хроматических цветов, смешение которых дает ахроматический тон, так, например, красный и голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и синий; желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпурный. Такие цвета называют взаимно дополнительными.
Вычитательное смешение цветов
На пути ахроматического белого светового пучка, освещающего белый экран, одновременно ставят три светофильтра, так, чтобы они частично перекрывали один другой (рис б) . Каждый из светофильтров пропускает лучи только одного цвета — желтые, пурпурные и голубые, поглощая основные цвета спектра — красные, фиолетовые и зеленые.
На участке, защищенном желтым и голубым фильтрами, в местах, где эти фильтры взаимно перекрываются, получим зеленый цвет, так как туда не проникли фиолетовые и красные лучи. На участке, защищенном желтым (поглощает фиолетовый цвет) и пурпурным (поглощает зеленый) фильтрами, получим красный цвет и на участке, защищенном голубым и пурпурным фильтрами, поглощающими красный и зеленый цвета, — фиолетовый цвет. Середина цветовой фигуры на экране, защищенная тремя фильтрами, которые вместе поглощают все лучи спектра, будет черной.
Из сказанного следует, что фильтры, пропуская часть спектральных лучей, а другую — поглощая, как бы вычитают их из белого пучка света. Такой способ получения цветов называется вычитательным.
Пространственное оптическое смешение цветов происходит при наложении красок трех спектральных тонов частыми отдельными пятнами (рис. 6 в). При рассмотрении рисунка уже на незначительном удалении возникает ощущение еще трех цветов — оранжевого, зеленого и фиолетового. Средняя часть, покрытая пятнами всех трех цветов, вызывает ощущение ахроматического тона. Здесь следует подчеркнуть субъективность характера смешения цвета. Этот принцип используется при создании мозаичных композиций. Если даже в условиях физического опыта результат получается относительный, то при смешении пигментных красок отклонения от идеала всегда несколько больше.
Наиболее распространенный прием получения многообразия цветных окрасочных составов на основе ограниченного ассортимента пигментов — смешение красок. Образование нового цвета (рис. г) происходит главным образом по принципу вычитательного смешения.
Виды слагательного смешения:
- Пространственное — совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: декоративное освещение, цирковое, театральное…
- Оптическое — образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Примеры: живопись мелкими штрихами или точками, пестроткань, офсетная печать.
- Временное — смешение цветов при быстрой смене их в поле зрения. Это можно наблюдать при помощи «вертушки» Максвелла. Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести их во вращение со скоростью 2000 оборотов в минуту, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некий суммарный цвет.
- Бинокулярное смешение — его можно наблюдать, надев разноцветные очки.
Правила слагательного смешения
- При смешении двух цветов, расположенных на концах хорды 10-ступенного цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона. Например: красный + зеленый = желтый пурпурный + зелено-голубой = синий красный + желтый = оранжевый. Чем ближе по кругу расположены смешиваемые цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.
- При смешении цветов, противоположных в 10-ступенном цветовом круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными. Например:
красный — зелено-голубой
оранжевый — голубой
желтый — синий
желто-зеленый — фиолетовый
зеленый — пурпурный. - Основные цвета при слагательном смешении: красный, зеленый и синий. Из них можно получить все цвета круга.
Вычитательное смешение
Сущность вычитательного (или субтрактивного) образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место при всяком взаимодействии света с материальным телом. Например: при смешении красок, наложении красочных слоев (лессировки, глубокая печать), при всех видах отражения и пропускания света. Основной закон вычитательного смешения: Всякое хроматическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.
Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное) определяет основные цвета.
Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару, которая его образует.
Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий. Цвета, получаемые путём смешивания основных, называются составными(зелёный, оранжевый, фиолетовый). Сумма составных цветов даст коричневый.
Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветовдаёт черный цвет, а добавление всех цветов — белый. Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза.
Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даётбелый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.
Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, а их пространства частично перекрываются.
Цветовая модель CIE LAB (или Lab). В этой модели любой цвет определяется яркостью «L» (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром «а» (изменяется отзеленого до красного) и параметром «b» (изменяется от синего до желтого). Разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати независимо от типа устройства воспроизведения. Обладает наибольшим цветовым охватом.
Цветовой круг Иттена:
Цветовые круги и гармонии ЧИТАТЬ
Для полного понимания нужно почитать вот эту книгу
Как мы видим цвет на самом деле
Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино urokikino.ru
Колористика.
Наука о цветовых сочетаниях — методическое пособие.
Как мы видим цвет на самом деле
Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино urokikino.ru